ihistorian (ihistorian) wrote in ussr_1921_1956,
ihistorian
ihistorian
ussr_1921_1956

Рассказы С.П.Подъячева в качестве исторического источника.


В моей «Школе историка» я, разбирая виды письменных исторических источников, упомянул литературные памятники – «это произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме… Реальность отображается в нем через призму ее ценностей и идеалов. Пример, "Поднятая целина", написанная по горячим следам, когда живы все участники событий...Источник относится к субъективным, конечно».

У меня сегодня есть превосходный пример – забытые рассказы Семена Павловича Подъячева ( 1866-1934. Родился и умер в деревне Обольяново, ныне Подъячево, Дмитровского района Московской области).



«Семён Павлович Подъячев — крестьянин Московской губернии, Дмитровского
уезда. Ему теперь седьмой десяток лет, он живёт в деревне обычной мужицкой
жизнью, которая так просто и страшно описана в его книгах. У него огородный
надел земли, которую он сам обрабатывает, плохонькая избёнка, малограмотная
жена — всё, как следует у настоящего мужика.<…>

Рассказывая, как честный
свидетель, он не берёт на себя роль судьи, но он суровее судьи в упрямой
твёрдости, с которой изображает людей так, как видит и чувствует их. Он
знает их, как мозоли на своей ладони труженика, как боль своих мускулов.

<…>лет пятьдесят почти все
русские писатели усиленно и чувствительно изображали русского мужика как
существо особого типа, которое прежде всего жаждет "божьей правды", а затем
земли. Писали как о пьянице "с горя и с радости", о драчуне, для которого
убить человека — пустое дело, а также как о "богоносце", призванном спасти
мир неисчерпаемой силой веры в торжество правды. Жизнь деревни писатели
рисовали мягкими, светлыми красками, искренно и громко восхищаясь простотою
деревенского быта; указывали, что в этой простоте таится великая мудрость,
что из деревни снизойдёт на город ясный свет истины. Говорили даже о
"святости" деревенской жизни, указывая, что там надо учиться жить грешным и
беспокойным людям, которые создали шумную, сложную, суетливую, распутную
жизнь города и погибают, мучаются в ней, как в грязном аду. Многие
восхищались способностью мужика "терпеть", — терпеливый человек весьма
полезен для людей, одержимых нетерпеливой жаждой спокойной жизни.
Особенно восхвалял мудрость деревенской жизни и детски ясную простоту
мужицкой души великий Л.Н.Толстой<…>

Подъячеву и Вольнову надо верить: они сами деревенские люди, оба живут
жизнью деревни и не могут не знать, не чувствовать её.
Тут возникает вопрос: почему же писатели-мужики так резко разошлись с
Л.Н.Толстым и народниками в оценке деревни?
Несомненно, в деревне много грустной поэзии, она и увлекает нас по
пути к ошибкам чувствительности, но неизмеримо значительнее и по существу и
по объему проза деревни, её всё ещё животно-эпическая проза. Деревенские
идиллии, которые так восхищали и умиляли "народников" всех толков и
направлений, слишком мало заметны в сплошной драме будничной жизни
крестьянина».


М.Горький (предположительно 1922 г.)


Писатель-народник С.П.Подъячев с женой , читателями в родовом селе Подъячевоу своего дома. 1928 г. Фото А.Шайхета.




Рассказ «Православные». Из журнала «Красная новь», №4 (декабрь), 1921 г.



Фотографии в альбоме «С.Подъячев.» leon-maksimow на Яндекс.Фотках

















Рекомендую также рассказ «Голодающие (с натуры)».


В чем ценность рассказов С.П.Подъячева?

1) Автор –сам крестьянин и пишет о своей жизни и жизни окружающих. Пишет о том, что знает. Пишет со значительным вниманием к бытовым деталям, что тогда расценивалось как его писательский недостаток, но для историка – настоящий клад)))

2) Внимательная и скрупулезная прорисовка писателем крестьянских характеров, воззрений, даже аргументации помогает лучше понять природу и характер многих социальных отношений, движений и конфликтов в деревне того времени.

3) Писатель, на мой взгляд, очень честен и, будучи большевиком с 1918 г., открыто и прямо пишет о любых нелестных для власти явлениях. Показательно, что советскую власть такая честность, иногда вплоть до «чернушности», немало не смущала…
Tags: 1920-е, источниковедение, крестьянство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments